Главная » Статья » Альтернативы MS Project

Альтернативы MS Project

Системы управления проектами — Альтернативы MS Project

Пробуем популярные Open Source-решения

(Альтернативный «Обзор систем управления проектами и контроля исполнения заданий»)

В любой компании не обойтись без инструмента, позволяющего оптимально распределить время, задачи, доступные средства и правильно настроить бизнес-процессы. Можно, конечно, все планы держать в голове или отмечать процесс на бумаге, самостоятельно отслеживая прогресс, но такой способ может подойти только для сравнительно небольших организаций и проектов.

Наиболее разрекламированным и потому известным продуктом для управления проектами является Microsoft Project [1], поставляемый в двух комплектациях — Standard и Professional. Вариант Standard — однопользовательская версия, предназначенная для небольших проектов, в тех случаях, когда руководителю не требуются средства совместной работы и координации деятельности. Версия Professional -корпоративный вариант, поддерживающий совместное управление проектами и ресурсами с возможностью подключения к Microsoft Office Project Server 2007 и Microsoft Office Project Web Access 2007. Стоят обе версии MS Project необоснованно дорого (600 и 1000$ соответственно), поэтому попробуем найти им замену.

Следует заметить, что средства для планирования имеются в большинстве решений групповой работы (Group-Ware). Например, в eGroupWare [2, 3] присутствуют модуль ProjectManager (управление проектами) и календарь. Созданный силами ProjectManager проект имеет все необходимые атрибуты: категория, приоритет, дата начала/ окончания, доступ, список участников, бюджет, диаграммы Ганта и прочие данные. Аналогичный модуль есть и у Group-Office [4]. Это решение имеет бесплатную версию, распространяемую в исходных текстах под лицензией AGPL. А также в Open-Xchange [5] и некоторых других. Есть модуль управления проектами даже в некоторых CRM, например Project Management в SugarCRM. Дальше сосредоточимся на специализированных решениях.

OpenProj

Serena Software предлагает два варианта продукта: платный POD (Projects On Demand), предоставляемый в виде услуги (SaaS, Software as a Service), имеющего функции совместной работы над проектом и бесплатного OpenProj [6], предназначенного для персонального использования и являющегося аналогом однопользовательского MS Project Standard. Оба используют одну и ту же кодовую базу, поэтому основные возможности и принципы работы их в основном совпадают, также возможен обмен сохраненными проектами. Стоимость платной подписки POD составляет 20$ в месяц, что немного, учитывая, что для реализации сервиса не потребуется дополнительная закупка оборудования и ОС, которые тоже обойдутся в некоторую сумму. Бесплатная версия OpenProj включена в состав Star Office, продаваемого в Европе. По статистике проекта, OpenProj скачан более 1,250 миллиона раз, что является отличным показателем.

OpenWorkbench

Начало этого проекта датировано 1984 годом, тогда он назывался «Project Workbench». Через некоторое время после покупки в 2005 году корпорацией СА компании Niko, которой принадлежали права на этот продукт, стал доступен код, и проект получил новое имя OpenWorkbench. Первое время OpenWorkbench выпускался как betaware, сейчас распространяется под freeware-лицензией. Позиционируется как открытая альтернатива Microsoft Project для использования на персональном компьютере. За дополнительную плату доступен дополнительный модуль Clarity Schedule Connect, который позволяет хранить проекты на централизованной базе с возможностью совместной работы. Написан на Java, но распространяется только для Windows 2000, ХР, 2003 и Vista. Интерфейс переведен на английский, французский и немецкий языки. Хотя есть возможность самостоятельно локализовать таблицы в проекте.

GanttProject

GanttProject [9] — бесплатная кросс-платформенная программа для управления проектами в диаграмме Ганта. Исходные тексты доступны под лицензией GNU GPL, поддерживается работа на Windows, Linux и MacOSX. Проект представляет дерево задач, для которых выделяется определенное количество времени и закрепляется исполнитель. Между задачами устанавливаются связи. Все это выводится при помощи диаграмм Ганта и PERT, заявленные работы над СРМ (Critical Path Method) пока не доведены до конца. Для удобства на диаграмму можно вывести дополнительные данные (координатор, дата, название задачи, назначенные ресурсы). Реализована подсветка занятости человека (обычный человек, завален работой, недорабатывает и отпускные дни) и хода выполнения задач (не изменилось, опережение и запаздывание).

DotProject

DotProject (ранее dotmarketing.org) -очень мощное решение, предназначенное для управления проектами, написанное с применением веб-технологий [10]. Возможности достаточно велики и позволяют руководителю управлять проектами, задачами и ресурсами в нескольких компаниях. В список программы можно ввести данные о клиентах, производителях, поставщиках, консультантах и прочих участниках и ресурсах проекта. Примечательно, что адрес любого можно указать вплоть до точки на Google Maps. Меню позволяет быстро отобрать задачи и проекты, удовлетворяющие определенным условиям. Доступны диаграммы Ганта. Реализована многоуровневая схема доступа, каждый пользователь в своем рабочем пространстве также получает информацию обо всех задачах и проектах, в которых он участвует, в виде списка То Do и календаря (событий и задач). Поддерживаются форумы, обмен файлами через веб-интерфейс (программа требует, чтобы в php.ini была разрешена загрузка файлов до 32 Мб). Система заявок (тикетов) позволяет участнику отправить сообщение администрации.

Project.net

Весьма оснащенный функционально, относительно простой в управлении, но сложный в установке продукт уровня предприятия, распространяемый под двойной лицензией [13]. Организация рабочего пространства основана на Project Workspace, которое является отображением реального проекта в виртуальной среде.
Реализовано много функций — проекты, задачи, общий календарь (с поддержкой iCalendar), обмен документами с отслеживанием версий, дискуссионные группы и форум для обмена сообщениями, повторяемые процессы, материалы, контроль расходов и прочие составляющие. Проекты группируются по бизнес-единицам, составляя портфель. Каждый проект имеет связанный WiKi, фиксирующий информацию о задачах, и блог, выводящий статус. Информация в пределах Project Workspace по умолчанию доступна только ее участникам, но можно разрешить доступ и другим пользователям.

Redmine

Redmine [14] — одно из лучших приложений для управления проектами и контроля задач, построенное с использованием веб-технологий. Поддерживается одновременно несколько проектов, каждый из которых имеет свои настройки. При создании проекта выбираются доступные модули — «Задачи», «Файлы», «Учет времени», «Документы», Wiki, «Форум» и так далее. На сайте проекта доступны еще два десятка дополнительных модулей, позволяющих рассчитать бюджет, блог, диаграммы, графики, чат и многое другое. В Standard реализована гибкая система отслеживания задач с диаграммами Ганта и календарем.

Диаграммы можно экспортировать в PDF или PNG, но русские символы отображаются некорректно (необходима правка rfpdf). Все поля в таблицах задач, проектов, пользователей настраиваются, при необходимости можно убрать или добавить дополнительные поля. Внешний вид легко изменяется при помощи тем или редактированием CSS. Реализованы ленты новостей и оповещения по почте. Реализовано управление задачами через почтовые сообщения. В настройках можно указать несколько SMTP-серверов для разных групп. Пользователи могут регистрироваться самостоятельно, с автоматической активацией, активацией по почте или вручную администратором. Реализована поддержка LDAP. В разных проектах пользователь может иметь разные уровни доступа. Проекты имеют публичный статус, то есть могут быть видимы для всех или быть закрытыми. Несколько простых отчетов — по пользователям, типам задач, видам деятельности и так далее. Поддерживаются системы контроля версий — SVN, CVS, Git, Mercurial, Bazaar и Dares. К проектам подключаются отдельные хранилища.

Интерфейс переведен на несколько языков, в списке есть русский. Написан Redmine на Ruby и может быть запущен на любой системе (UNIX/ Linux, MacOSX, Windows), для которых доступны — Apache, Subversion, Ruby, Rails и некоторые другие опциональные компоненты. В качестве СУБД может быть использован MySQL, PostgreSQL и SQLite. Проект предлагает исходные тексты только через svn, инструкция по установке достаточно короткая, выполнив ее рекомендации в пошаговом режиме, получим готовую систему. Готовые пакеты для большинства систем (Linux, Windows, Mac и Solaris) можно найти на сайте BitNami [15], здесь же доступен образ для VMware.

Achievo

Еще один менеджер управления проектов, построенный с применением веб-технологий.

Сильные стороны Achievo — регистрация времени, разнообразные отчеты и статистики, показывающие, кто, когда и чем занимается. Всего этого в Achievo более чем достаточно. Поддерживается любое количество проектов, заданий, событий, организаций и участников. Привязка заданий к проектам, контроль над полученными заданиями, удобный календарь и планировщик. Предусмотрено создание повторяющихся событий. По проектам доступны статистики за любой период, диаграмма Ганта, напоминание по срочным делам. К потраченному времени можно добавить пояснение. Создание проектов и задач упрощают шаблоны, проекты подразделяются также и по категориям. Есть возможность обмена документами, контроля платежек, создания компаний. Информацию о пользователях можно хранить в формате vCard.

Реализовано несколько уровней доступа к Achievo. Пользователь сопоставляется с несколькими категориями — Functionlevel (менеджер, директор, программист и т.п.), Department (отдел), он может быть руководителем, иметь профиль администратора или офицера безопасности. В настройках есть полезная функция — отслеживание дней рождения всех участников. Реализован экспорт отчетов в CSV-файл.

Интерфейс локализован, освоить работу с Achievo достаточно просто.

Написан Achievo на РНР, для его установки понадобится традиционная связка — веб-сервер с поддержкой РНР и MySQL. Возможна работа и с PostgreSQL и Oracle, но разработчики рекомендуют именно MySQL. Процесс установки стандартен для такого вида приложений.

Другие решения

Как видите, вопреки устоявшемуся мнению, бесплатные решения, способные заменить Microsoft Project, на самом деле есть, и выбор очень велик. Из тех проектов, что удалось уже попробовать, в обзор не попали:

project-open — довольно запутанное приложение, построенное на OpenACS (Open Architecture Community System). Streber -простое и понятное решение, находящееся пока в стадии начальной разработки (текущая версия 0.0902), пока реализована базовая функциональность. Так, Streber не имеет на данный момент календаря, отчетов, диаграмм Ганта. Clockinglt — интересное решение с приятным интерфейсом, поддерживающим Ajax, Drag’n’drop, поэтому управление напоминает работу с настольным приложением. К сожалению, интерфейс пока не переведен на русский язык. Особенностью Clockinglt является то, что все действия организованы вокруг задачи, проект их только группирует, выступая своего рода ярлыком. То есть все задачи, файлы и так далее находятся на одном уровне, принадлежность к проекту просто одно из свойств.

Распространяется под свободной MIT/X Consortium License. Причем свой сервер устанавливать необязательно, проект предлагает использовать его площадку.

Gnome Planner — один из компонентов Gnome Office, предназначенный для управления проектами, задачами, ресурсами, отслеживания ресурсов, контроля при помощи диаграмм Ганта. Довольно прост и удобен. Поддерживается импорт проектов MS Project XML, нормально открывает XML, созданный в OpenWorkbench.

Результат можно экспортировать в HTML Gnome Planner доступен в репозитариях большинства ‘nix-дистрибутивов. На сайте проекта кроме исходных текстов есть сборка для Windows.

Выбрать победителя довольно сложно. В различных ситуациях побеждают разные свойства, поэтому в любом случае вам придется подбирать решение по себе.

Мне нравятся dotProject и Redmine, которые имеют нужную функциональность и удобны в установке и использовании. Среди решений, предназначенных для персонального использования, особо хочу выделить OpenProj и GanttProject.

1.Сайт Microsoft Project — http://office.microsoft.com/ru-ru/project.
2.Сайт проекта eGroupware — http://www.egroupware.org.
3.Яремчук С. Устанавливаем eGroupware. //Системный администратор, №3, 2007 г.-С. 36-41.
4.Сайт проекта Group-Office — http://www.group-office.com.
5.Сайт проекта Open-Xchange — http://open-xchange.com.
6.Сайт проекта OpenProj — http://openproj.org/, http://sourceforge.net/projects/openproj
7.Wiki проекта OpenProj — http://openproj.org/wiki.
8.Сайт проекта Open Workbench — http://www.openworkbench.org
9.Сайты проекта GanttProject — http://ganttproject.biz, http://ganttproject.blogspot.com.
10.Сайт DotProject — http://www.dotproject.net.
11.Модули к DotProject — http://sourceforge.net/projects/dotmods.
12.Частичный перевод интерфейса DotProject 2.x — http://blog.vityasev.ru/2007/08/30/dotproject-2-russian-translation.
13.Сайт Project.net — http://www.project.net/open_source.htm.
14.Сайт проекта Redmine — http://www.redmine.org.
15.Установочные файлы Redmine — http://bitnami.org/stack/redmine.
16.Сайт проекта Achievo — http://achievo.org.

СЕРГЕЙ ЯРЕМЧУК, журнал «Системный администратор»
http://www.samag.ru